Принцип работы ГБО

Установка газовой аппаратуры возможна на любых двигателях со степенью сжатия от 8,2 до 12 и мощностью до 350 л.с. При этом газовая система не исключает питания двигателя бензином, а лишь подменяет и дополняет его. Так, пуск двигателя в холодное время лучше осуществлять на бензине. Но водителям машин с впрыском топлива нежелательно использовать такое преимущество впрыска, как возможность ехать на непрогретом автомобиле. Газовая автоматика в этом случае может включиться в работу раньше, однако в холодном редукторе газ будет хуже испаряться, в результате чего нарушится его подача в цилиндры. Переход двигателя после пуска на работу на газе происходит тем быстрее, чем выше температура охлаждающей жидкости, обогревающей редуктор-испаритель. Однако если система подачи бензина по каким-либо причинам отказала, газовая аппаратура может временно ее заменить (при исправной системе зажигания). Это отличная подстраховка для тех водителей, которые, не будучи сильны в автомеханике, опасаются оказаться в дороге один на один с неисправностью.

Схема газобалонного оборудования

Любая газовая топливная система "начинается" с баллона. Фирмы, устанавливающие газобаллонное оборудование, могут предложить баллоны различных форм и размеров - от 25 до 140 литров. Важно знать, что независимо от этого присоединительный фланец блока зарядно-предохранительной аппаратуры (мультиклапана) у них одинаков. Поэтому владелец любого автомобиля может приобрести отдельно баллон необходимого размера, а затем заказать установку понравившейся системы подачи газа. Задача мультиклапана состоит не только в "приеме" газа при заправке и предохранении от утечки при внезапном разрыве трубопровода. Мультиклапан отслеживает и сообщает водителю также и количество газа, оставшегося в баллоне. Эти показания могут быть выведены на индикатор на самом мультиклапане, коммутатор газовой системы или на штатный указатель уровня бензина. Это удобно: водитель видит остаток того топлива, которое в данный момент потребляет автомобиль. При переключении двигателя на питание газом подача бензина прекращается. На двигателях с впрыском топлива при этом по команде электроники отключаются форсунки и электробензонасос. На карбюраторных двигателях клапан, прерывающий бензиновую магистраль, управляется вручную.

Рассмотрим работу ГБО:

Под действием избыточного давления в баллоне сжиженный газ проходит через фильтр, как правило, объединенный с электромагнитным клапаном, прерывающим подачу газа после выключения зажигания. Очищенный газ поступает вредуктор-испаритель, где переходит из сжиженного в газообразное состояние, при этом давление его снижается почти до атмосферного.

Количество моделей редукторов невелико и принцип работы их тоже схож. А вот конструкции смесителей весьма многообразны и изготавливаются зачастую под конкретную модель двигателя. На карбюраторных моторах смесители, как правило,устанавливаются над карбюратором в корпусе воздушного фильтра или в разъеме между корпусом поплавковой камеры и корпусом дроссельных заслонок. На иномарках с впрыском смесители устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить оптимальный состав газовоздушной смеси и, таким образом,нормальную работу двигателя на всех режимах.

Основное различие газовых топливных систем в принципе управления: вакуумный или электронный. Применение автоматики на карбюраторных двигателях не оправдывает себя, в то время как на моторах с впрыском подобные системы более желательны. Ведь они позволяют четко согласовать работу газовой системы с электроникой впрыска, для чего служат один или несколько электронных блоков. Подобные системы могут работать совершенно независимо от водителя, по заданной программе отключая и возобновляя подачу бензина (иногда для этой цели Гбо оснащается специальным таймером), но переключение вручную тоже не исключается. Автоматика осуществляет переход на газ более плавно и практически незаметно - в отличие от ручного переключения с бензина на газ и обратно на карбюраторных моторах.

"Газовая" электроника устанавливается на автомобилях с впрыском без вмешательства в штатную электронику - она лишь подключается к некоторым цепям (в частности, электропитания форсунок и бензонасоса). Характерный пример - газовая аппаратура итальянских фирм KAR GAS и LOVATO. Эти фирмы - производители ГБО предусматривают использование при монтаже электрических разъемов, унифицированных с теми, что применены на конкретной модели автомобиля. Согласование работы двух электронных систем осуществляет специальный блок. Импульсы от системы зажигания электронный блок газовой системы получает через навесной датчик.

Блок управления качеством газовоздушной смеси анализирует состав выхлопа (для чего согласуется со штатным лямбда-зондом) и дает команду электрическому дозатору газа. Регулировка газовых систем производится специальными винтами на корпуседозатора и (или) редуктора-испарителя - в зависимости от конструкции ГБО. Ремонт ГБО обычно сводится к устранению неплотностей в соединениях при утечке газа, а также чистке приборов (прежде всего газового фильтра и его отстойника) и замене поврежденных диафрагм в редукторе испарителе. Ряд фирм-производителей предлагает ремкомплекты к выпускаемым газовым системам. Обслуживание современных ГТС, несмотря на сложность их устройства, упростилось. Необходимо один раз в месяц (10-15 тысяч пробега на газу) сливать конденсат из редуктора-испарителя, в тех случаях, когда слив его не производится автоматически. Кроме того, правила безопасности обязывают владельца переосвидетельствовать газовый баллон один раз в два года, при этом его необходимо демонтировать.

При выборе установщика рекомендуем не спешить, а тщательно проанализировать, каков ассортимент предлагаемых им изделий, уровень технической оснащенности станции, есть ли гарантии на комплекты ГТС, а также возможность обслуживания в послегарантийный период.